Гроші НЕ люблять тишу #5. Про маркетинг, Капліна і ЗМІ. Інтерв’ю із власником інтернет-магазинів «Домашній» і Playfootball Дмитром Говтвяницею

Автор: Олексій Сердюков, 2 березня, 19:02

Фото: Дмитро Говтвяниця


Будущее за интернетом, и это уже практически аксиома. Продажи в геометрической прогрессии уходят в мировую сеть. Аббревиатуры SMM, SEO плотно вошли в лексикон современного коммерсанта, а собственный сайт – необходимость, а не роскошь. Как делать деньги из интернета, знает герой нашего очередного репортажа – Дмитрий Говтвяница.

Его интернет-площадки для продажи домашнего текстиля и футбольной атрибутики входят в топ-списки целевой аудитории Украины. Дмитрий не имеет профильного образования, но весь профессиональный путь был так или иначе связан с рекламой, контентом и траффиком, что в итоге монетизировалось в собственный бизнес. Знакомы давно, поэтому разговор сложился с самого начала.

 

Из журналистики в бизнес, или по жизни с рекламой

Какие бизнесы у тебя на данный момент рабочие?

Сейчас мы развиваем два всеукраинских интернет магазина. «Домашний» – это домашний текстиль, а Playfootball– спортивная атрибутика, 95 процентов ‒ мячи, футбольная обувь, форма для футбольных команд, футболки и так далее. Ну и третье направление – «Рекламист» (рекламное агентство).

Модель, которая у нас работала под ключ. Брали предприятие, приходили к ним, и вели по всем задачам. Мы сотрудничали с неплохим количеством, можно сказать, крупных по меркам Полтавской области, предприятий. С «Полтавпиво» очень много работали, с «Українське зерно», производителем комбикорма. С Relax Park Verholy тоже (как только они стартовали). Сайт им делали и визуалку, в сотрудничестве с их дизайнерами. С Хорольским молочно-консервным комбинатом тоже много работали. Этот бизнес, в формате рекламы, маркетинга сейчас приостановили. Из него только оставили направление PR.

До коммерции ты был журналистом. Это профильное образование?

Нет, не учился. Но работал журналистом долго. Первый мой опыт был еще в 2002-м году. А закончил работать в 2012-м: десять лет проработал. Сначала начинал писать на автомобильную тематику. Мне тогда, зеленому пацану, дали одну страничку, делать авто-новости всякие. Это был мой первый опыт. Автомобильная тематика, потом спортивная, потом немного была общеполитическая.

Почему ты пришел в журналистику? И почему потом ушел?

Пришел я вообще случайно. После окончания первого курса университета пошел работать летом, мне было лет восемнадцать тогда. Принял решение, что нужно срочно искать работу, хоть и учился на стационаре, и времени для работы не было. Но хотелось всегда большего, и начал искать работу.

Летом начал работать в «Желтой газете», это был 2000-й год. Она тогда была на пике своего развития. По факту, тогда это было одно из самых больших рекламных предприятий. Меня тогда взяли курьером, давали поручения всякие.

Параллельно учился на историческом факультете в педагогическом университете.  Со мной учились Толя Ханко (в настоящий момент заместитель главы Полтавского областного совета), Каплин (Дионисий – ред). Направление географии и истории экономики. В принципе, в гуманитарной сфере я учился. Ну, навыки писать нарабатываются, а талантов к этому в школьные годы у меня особо не было.

Потом, когда работал в «Желтой газете» курьером, у них был такой додаток «Лимузин». И человек, который вел эту рубрику, ушел в другую газету. Мне предложили попробовать писать ее. Ну и я, работая курьером, параллельно еще вел эту страничку. И, по факту, первый мой опыт работы в журналистике был этот.

Потом когда Чубенко, владелец «Желтой газеты», придумал газету «Коло». Мы были первой командой, которая ее делала. Был сначала журналистом, потом выпускающим редактором нескольких додатков. Был у меня там свой блок работы. Вот так случайно я в журналистику и пришел.

Потом позвали работать в телеканал «Місто». Тогда телевидение казалось очень перспективным. А ушел потому, что понял, что нужно как-то развиваться и зарабатывать деньги.

В журналистике много не заработаешь, а в Полтаве – тем более.

Ты переходил в готовый проект или ушёл, а потом думал, чем заниматься? Из журналистики в бизнес.

Я ушел с телеканала «Місто» в офис в 8 квадратных метров, купил ноутбук и письменный стол. Зарегистрировал ЧП.

Изначально я понимал, что буду заниматься рекламой. Когда ушел в бизнес, это был 2012-й год; я уже 10 лет проработал касательно в сфере рекламы. В разных ее видах: и медиа, и пиар. Оно все связано ‒ газеты, телевидение. Тогда создавали интернет-издания.

Когда создавали «Полтавщину», я принимал участвие. Практически у меня был опыт в разных направлениях, и в печатных СМИ, и в телевидении, и в интернет-изданиях. Из этого всего я и создал рекламное агентство. Но стартовало все, по факту, так – стол, стул, я. Не так, чтобы в готовый проект, просто все с нуля. Точнее, даже с минусов.

Дмитро Говтвяниця

Ты был одним из тех, кто делал «Полтавщину»? Как на твой взгляд, почему на данный момент она имеет успех? Никто не может подобраться к тем показателям, которые она имеет по посещаемости.

Ну, сайт «Полтавщина» мы придумали с колегами и партнерами в 2009-м году. Инициатива исходила абсолютно от сердца, можно сказать. Просто хотели что-то такое создать. Борис Лозовский и еще ряд людей. Собрались люди из бизнеса, старше меня, решили, что они хотят создавать подобный проект. Финансировали его. Меня привлекли как специалиста, который немного в этом понимает, работал в медиа. И мы совмесно этот проект начинали. Я с 2009-го по 2012-й год участвовал в этом проекте. В 2012-м покинул его, когда уже полностью сконцентрировался на своих делах.

А почему никто не можете ее победить? Это достаточно субъективно. По трафику там достаточно много нюансов, как технических, так и практических. На самом деле, я считаю, что они просто делают достаточно неплохой ресурс.

Посетители голосуют и рекламодатели. Рекламы у них достаточно много. Я считаю, что конкурентные ресурсы сейчас делают те люди, которые не знают, как это делается.

«Полтавщина» – не Илон Маск, который запустил Теслу в космос, или Марк Цукерберг, который придумал Фейсбук. Они просто достаточно качественно делают свою работу во многих аспектах.

Просто все должно работать в комплексе, а все те, кто делают конкурентные ресурсы, допускают достаточно много ошибок.

Может ли медиа в Полтаве быть прибыльным бизнесом?

Вопрос в том, как понимать «прибыльный бизнес». Десять тысяч гривен может приносить, ну, может, двадцять. Если считать за месяц. Если за пять лет, то даже не знаю.

Телеканал получает порядка 30 тысяч гривен из бюджета в месяц. Но жить на тридцать всей конторе невозможно. Это когда говорят, что канал финансируется из бюджета. Да, финансируется, но лишь частично, чтобы показать какие-то там события. Но все остальное же вкладывают собственники. На рекламе еще что-то собирают.

Телеканалы в формате Полтавы сейчас, грубо говоря, идет вниз. Их вытесняют онлайн-медиа. Поэтому прибыльным в отдельно взятых сегментах – может быть. К примеру, на выборах что-то там заработать. Но тут в октябре заработали – в январе проели.

Победит ли интернет телевидение? И как скоро это случится?

Я смотрю телевидение: футбол, телеканал «Плюс плюс» у меня дети каждый вечер смотрят. Хотя сейчас детские мультики нет смысла смотреть по телевизору, если все есть в Ютубе. Я думаю, что уже сегодня большое количесто контента перешло в интернет. И тенденции в мире все мы видим, сейчас самый богатый человек – человек из онлайна. Когда-то был телекоммуникационный медиамагнат на первом месте в списке самых богатых. Сейчас самый богатый человек в мире ‒ владелец «Amazon», онлайн-платформы. Поэтому я считаю, что однозначно будущее за онлайн. В любой сфере. Сегодня еще традиционные медиа живы, но газеты уже почти все погибли.

Именно поэтому ты и создал интернет-магазины?

Я очень сильно жалею, что не сделал этого раньше. Это то, о чем я еще переживаю. Но время уже не вернуть.

 

Дорога в политику и обратно

 

Есть такой слух, что ты был одним из тех людей, которые сделали Каплина.

Как говорил Марк Твен ‒ «Все, что не некролог, то хороший пиар». А господин Каплин – только и рад, чтобы о нем говорили. Но «сделал» ‒ это громко сказано.

У меня в жизни была политическая страница. Мы просто познакомились на «Фронті змін». В 2009-м нас там собралась интересная компания. Сейчас в политической жизни города они достаточно известные люди. Головко, Шамота, и Каплин, и Дионисий, и Чередниченко – много было известных на сегодняшний день в местных политических кругах людей. Просто познакомились с Каплиным на «Фронті змін», мы примерно одного возраста. После того, как мы покинули «Фронт», появилась идея поучаствовать в избирательной кампании.

Мы четко видели нишу, четко понимали, что Полтава была свободной площадкой для этого.

Тогда бились два олигарха с огромными сумами денег. Мы со Львом (Лев Жиденко – ред.) предложили Каплину, который на тот момент, грубо говоря, не знал, как пройти пешком от ОДА к ЦУМу. Он не полтавчанин, был всего несколько раз. Мы предложили ему поучаствовать в избирательной кампании, в качестве кандидата.

Это была авантюра, которой хотели показать, что мы, можно сказать, готовы и способны. Было очень много нюансов, и та победа, которая получилась у Каплина в 2012-м году – это череда случайностей, которые просто наложились друг на друга. В том числе и это ему помогло стать народным депутатом. Ну и без той командной работы нас троих и тех людей, которые нам еще помогали, ничего бы не получилось.

Кто придумал поход на Киев?

Сергей сам. Это его идея, я тогда был против. Не против самой идеи Киева. Там просто изначально была идея идти в Качановку (Качановская колония – ред.) к Юлии Тимошенко. Банально вышли на улицу, опросили двадцать полтавчан, и все сказали: «Зачем нам та Юля?». Каплин сам придумал этот поход, а уже детали там, что он несет продуктовый паек Мамая Януковичу, мы придумали все вместе. Я пакет Мамая тогда искал по всему городу.

Это была четкая стратегия для максимального повышения узнаваемости человека, которого в Полтаве не знал никто. И, по факту, за неделю-две о нем узнало много людей.

В политике узнаваемость конвертируется в рейтинг. Особенно если изначально и рейтинг, и узнаваемость – ноль.

Таким нестандартным шагом этот вопрос был тогда решен.

Часи із Сергієм Капліним

Когда и почему ваши пути разошлись?

Наши пути разошлись практически сразу после победы в избирательной кампании. Два года мы вообще практически не общались, ну и сегодня тоже абсолютно нет общения. Разошлись – и все. У Каплина свое видение на многие вопросы, у меня свое. На сегодняшний день я абсолютно счастлив, что все так произошло. Очень рад, что не участвую в его сегодняшних «прожектах» и аферах :)

В политику планируешь еще идти когда-либо?

Ну, я в политике никогда и не был как политик. Баллотировался в депутаты чисто формально. Хотя тогда, во «Фронте», хотел быть депутатом. Я был четвертым в списке и должен был стать депутатом. Тогда не хватило каких-то полпроцента для этого. Вот тогда я хотел, а потом уже никогда больше и не было такого желания.

На сегодняшний день, если я участвовал в политике, то только как специалист, который что-то делал. Мы и сейчас занимаемся некоторыми проектами по консультированию. 

 

Ставка на интернет

Какого масштаба твои интернет-магазины?

Всеукраинского. «Новая почта» наш основной партнер, поэтому все движется по стране. В Полтаве находится только центр управления процессами. Даже склады находятся не в Полтаве. Проект показывает свою динамику, я над ним сейчас очень много работаю. Это уже точно будущее.  Хотя нет, это уже настоящее. Та же «Розетка» имеет годовой оборот 500 млн долларов, хоть они и продают сейчас все подряд. Это уже сегодня.

Как создать с нуля и раскрутить интернет-магазин?

Нужно быть интернет маркетологом, нужно знать все тенденции и каким образом собирать трафик, как правильно осваивать бюджеты, если они у тебя есть, как выдавливать из них максимальный КПД.

Сейчас многие думают, что интернет-мазгазины могут создать программисты или люди из офлайна. У меня много есть примеров, где люди приходят из офлайна и думают, что много сделают в этом плане. Но они не знают даже базовых принципов работы.

Интернет маркетинг на сегодняшний день ‒ это уже целая наука. Ее нужно преподавать в университетах отдельным курсом. Можно уже и специальность делать «Интернет маркетолог».

В интернет маркетинге много направлений отдельных: это и SММ, и маркетинг, и другое. Поэтому нужно просто понимать эти все тенденции. Ну, и еще иметь немного денег нужно.

Сколько сейчас стоит создать нормальный интернет-магазин в среднем, от и до?

Все зависит от наполнения и так далее. Ну а пустые, хорошие шаблоны сейчас настраивают в среднем от тысячи долларов. Это то, что настроят и дадут. Но потом же нужна работа с контентом, структурой, наполнением. Правильная структура, семантика потом конструируется в продажи. Это только создать – тысяча долларов, а поддерживать, инвестировать в развитие; суммы уже зависят от возможностей. Абсолютно бездонная тема.

Интернет-маркетинг в институтах не преподают. Как этому учился ты?

Сейчас просто масса курсов. Крутая тенденция, что в Украине очень много образовательных платформ. Много ребят, которые обучают, как использовать трафик, вести маркетинг. У меня на 100 процентов самообучение.

Головна сторінка магазину Playfoolball

Назови пять вещей, которые должен хорошо делать интернет маркетолог.

Первое – интернет-маркетолог должен понимать, как правильно настраивать и собирать нужный тебе целевой трафик, как это все работает в комплексе: и SЕО (search engine optimizanion – ред.), и контекст (контекстная реклама – ред.), и SММ (social media marketing – ред.) и маркетинг.

SЕО – это поисковая оптимизация сайта, работа в поисковых системах, в результате которой ваш сайт находят больше пользователей, и в итоге вы выше в выдаче в поисковых системах. Например, если вбить в гугле «купить ноутбук», то первые вкладки – это реклама. Никто дальше первой странице в гугле не ходит. Поэтому, чтобы попасть на первую страницу, и существует SЕО-оптимизация сайта. Все, кто есть на этом рынке, борются за первые позиции. Вот если говорить о преподавании, то только по SЕО можно расписать лекции на пару лет.

Второе в нашем сегменте – контекст. Это платная реклама.

Третья ниша, которую я выделяю, это контент маркетинг. Дальше SММ, и е-мейл маркетинг для нас сейчас достаточно важный. Чат боты всякие, и вайбер, и мессенджер-рассылки сейчас работают. Лично в наших проектах SММ слабенький еще.

Коммерческий SММ вообще достаточно сложная штука. Информационный – проще, там даже контент проще собрать.

В моем бизнесе, можно сказать, подхрамывает это. Мы просто инвестируем в более прогнозируемые для нас виды трафика, которые конвертируются в продажи уже сейчас. Тот же контекст, если он правильно настроен, то продается уже сейчас. SММ – более длительный процесс.

У тебя два проекта интернет-магазинов, были ли еще идеи?

Ну, у меня еще есть третий интернет-магазин, но он больше сезонный. Хороший проект, хорошо себя зарекомендовал в свое время. Он работает буквально две-три недели в год. Это продажа ледоступов. А два основных я запустил и сейчас работаю с ними.

Сколько человек у тебя работает в бизнесе?

Сейчас до двадцати. Есть несколько людей с разной степенью занятости.

 

М – маркетинг, П – пиар

Какие три самих важных качества должен иметь маркетолог? Не конкретно интернет маркетолог, а маркетолог вообще.

Человек должен иметь достаточно широкий кругозор, интересоваться всем. По факту, придется изучать новую тему с нуля. Поэтому максимальный кругозор. Также маркетолог должен разбираться в финансах: в маркетинге обязательно нужно считать. Нужно понимать, сколько вложить в трафик, рекламу. Кругозор и понимание финансового КПД – это, наверное, два основных качества. И третье – это постоянное развитие. Читать множество специализированной литературы, блоги на эти темы.

Нужно не просто не стоять на месте, а быть в тренде. Это  относится и к интернет-маркетологу, и просто маркетологу.

Хорошим маркетологом рождаются или становятся?

Сто процентов становятся. Это сто процентов обучаемая тема. Я не имею профильного образования, в какой-то мере жалею об этом, но всему можно научиться.

Какая самая умная книга по маркетингу, которую ты читал? Или самая полезная, которая повлияла на тебя больше всего.

Затрудняюсь в ответе, не могу назвать какую-то одну. Мне понравилась «Эффективное коммерческое предложение» Каплунова, она просто полезная. Сейчас на Ютубе есть новый блог «Трансформатор». У меня много книг, я их покупаю, но не всегда успеваю прочитывать. В планах «Маркетинговые войны», это почти настольная книга для маркетинга, но как-то не пришлось пока прочитать.

Ты принимаешь заказы на разработку маркетинговой стратегии? Или исключительно занимаешься своими продуктами?

Сейчас своими, и немного занимаемся пиар-консультированием. Если есть время, то занимаемся и этими вопросами.

Как технически происходит сам процесс? С чего все начинается? Чем заканчивается?

Если говорить о традиционных продуктах, то мы давно уже этим не занимаемся. Но есть два направления, в которых мы работаем. Это ‒ стратегия продвижения в онлайне, но давно этого не делаем как клиентскую услугу, нет на это времени. И традиционный PR. В пиаре стратегия пишется группой людей, через мозговые штурмы выбираются какие-то идеи, формируются в блоки. И дальше расписываются более тактические действия.

Чем маркетинг отличается от пиара?

Пиар – это больше работа с эмоциями и взаимоотношениями, я бы так это назвал. Это формирование имиджа. А в маркетинге четко просчитанные ходы, которые должны дать КПД уже сегодня.

Дмитро Говтвяниця

Если посмотреть на местный Полтавский бизнес, можешь назвать успешный маркетинговый проект?

С местным как-то сложно. Если говорить конкретно о коммерческом проекте, то никого и обидеть не хочется, но и на ум никто не приходит. Полтава в этом плане традиционная, тихая и спокойная. В последнее время что-то где-то появляется, какие-то всплески происходят, но я ничего такого не припомню.

Как ты подбираешь сотрудников? Этому не учат в институтах, но люди появляются.

У нас какая-то часть людей, которые занимаются заказами и их обработкой, совсем не связана с маркетингом и продвижением. Просто по ту сторону экранов находятся в роли менеджеров, которые согласовывают какие-то детали. А что касается маркетинга, то с этим в Полтаве вообще беда. Качественных людей немного, но у нас подобралась команда. В этом направлении у нас и текучки нет: те люди, которые этим занимаются, делают это уже давно. Их немного, 3-5 человек. Обучаемся, какие-то базовые вещи человек должен знать, а дальше пичкаем книгами, семинарами, вебинарами. Сами всему учимся и учим людей.

Сколько денег стоят твои часы?

Это Tommy Hilfiger, долларов 300, наверное. Может, 200, я не помню уже.

Сейчас уже, наверное, не актуально, но раньше считали, что стоимость часов – это месячный доход.

Я в это не верю абсолютно. Часы должны, конечно, быть хорошими, но для меня эти работают, и уже хорошо.

Если бы у тебя были 50 000 долларов, куда бы ты их инвестировал?

В свои проекты, которые постоянно развиваю. Там абсолютно четко можно проверить, как КПД из них вытащить и из 50 превратить их в 100. Что касается инвестирования, то – да, только в интернет-проекты.

Сколько времени в день занимает работа?

Очень много. По-разному, бывает и все свободное время. У меня есть четкий рабочий день – с 9 до 18, это сто процентов, так как работает мой офис. Но бывает, конечно, и намного больше. К примеру, с утра и до полуночи, бывает, читаю о продвижении бизнеса в интернете.

У меня работа, просто вшита в жизнь, если можно так сказать. Могу банально включить и слушать какой-то семинар вечером и в тоже время играть с детьми. Как минимум часов 10 в день я уделяю работе.

Хотел бы ты переехать за границу?

Ну, хотеть и мочь – разные вещи. Понятно, что Украина очень отстает, а жизнь одна, и ты понимаешь, что там просто даже интересней. Но, наверное, нет. Мы родились здесь и живем здесь, в этой стране. Вот чаще там бывать хотел бы. Есть четкая цель бывать там намного чаще. Переехать жить – вряд ли.

Были ли у тебя неудачные проекты в бизнесе?

Ну, по факту, я создал два интернет магазина и рекламное агентство, которые сейчас существуют. На их пути было разное, агентство уходило в минусы, и магазины были минусовыми. Взлеты и падения, как у каждого бизнесмена чередуются, но чтобы сказать, что что-то провальное, то нет, такого не было. Вообще стараюсь относиться к этому достаточно взвешенно. Все считаю, взвешиваю, думаю.

Считаешь ли ты, что среди маркетологов много жуликов, которые продают воздух и обманывают людей?

Ну, я повторюсь, что сейчас нахожусь в сегменте интернет маркетинга, то там да, много таких. Люди берут деньги за свои услуги и просто пользуются тем, что клиент, а это их конечный потребитель, ничего в этом не понимает. И они делают ту работу, которая даже может вредить проекту.

В интернете очень много технических вещей, которые, если их сделать неправильно, могут навредить. Даже не просто слить бюджет, а просто убить проект. А качественные специалисты стоят много денег. Сложность в том, что не всегда клиент готов платить много денег за качественный продукт. А у агентства, которое занимается продвижением, просто нет чеков, в которых меньше 1000 долларов.

Как распознать такого жулика?

Нужно просто знать, понимать азы хотя бы. Я с этим начал сталкиваться в 2009-м году, когда мы работали над интернет-изданием «Полтавщина». Там тогда был хороший специалист, технически грамотный парень. Его роль большая в том, что «Полтавщина» и сейчас хорошо развивается и держит свой статус.

Нужно много читать, сейчас печатных книг на эту тему просто масса. Лет 5-6 назад ничего этого не было.

Поэтому, если хотите идти в онлайн сначала немного изучите это дело, потом уже ищите подрядчиков, которые будут делать все это. Но вы должны знать и понимать, как их контролировать.

Опублікована: 2 березня 2018


Коментарі

Від {{ com.user.name }} {{ com.user.lastname }}, {{ com.created_at }}
{{ com.content }}

Від {{ child.user.name }} {{ child.user.lastname }}, {{ child.created_at }}
{{ child.content }}



Зареєструйтесь, щоб мати можливість коментувати

Реєстрація