Іван Окара: Хроники «взлетающего» полтавского аэропорта


Эпизод 1. Благие намерения

– А чего Вы перестали 31 декабря ходить с друзьями в баню???

– Да у нас теперь международный аэропорт есть, я боюсь 1 января

проснуться в Ленинграде, в чужой постели, но не с Надей…

 

В конце 2017 года аэропорт «Полтава» получил статус международного. Уже в мае 2018 года областные руководители обещают начало его полноценной работы. Несмотря на скептицизм, в данном вопросе я неистово поддерживаю инициативу властей, считаю, что у полтавского аэропорта грандиозные перспективы для развития, однако, с моей точки зрения, это может статься только в том случае, если он займёт «правильную» нишу. Но обо всём по порядку.

 43535

… шёл 2020 год. Сложно отказать парням, спустившимся с трапа самолета…

Цифры и тенденции

Пассажиропоток через украинские аэропорты активно растет. Об этом свидетельствуют цифры официальной статистики. Как сообщает ЦТС со ссылкой на Государственную авиационную службу Украины, в январе-сентябре 2017 года украинские аэропорты обслужили 12 577,7 тыс. пассажиров. Это на 30,3% больше, чем составлял соответствующий показатель за первые девять месяцев 2016 года. В свою очередь, по итогам 2016 года отечественные аэропорты обслужили 12 929 тыс. пассажиров. Тогда динамика составила +20,9% по сравнению с 2015 годом.

То есть, если допустить, что темп прироста за 2017 год совпадает с динамикой за 3 квартала 2017 года, то получается, что в 2017 году услугами украинских аэропортов воспользовалось 16 846 тыс. пассажиров (цифра примерная!!!). Для наглядности изобразим данные в таблице:

Динамика общего пассажиропотока через аэропорты Украины за 2015-2017 годы

Наименование показателя

2015 год

2016 год

2017 год (прогноз)

Общий пассажиропоток, тыс. чел.

10 693

12 929

16 846

Прирост, тыс. чел.

 

2 236

3 917

Накопительный прирост, тыс. чел.

 

+2 236

+6 153

Выглядит, конечно, фантастически неправдоподобно, но это,  ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА. И исходя из ее данных, мы имеем ПЛЮС 6 МИЛЛИОНОВ пассажиров за 2 года!!! Господа, кто там активно критикует идею развития Полтавского аэропорта? Любой Ваш довод разбивается вдребезги об эти «плюс 6 миллионов» за 2 года. Только глупый не заметит, что рынок пассажирских авиаперевозок в Украине стремительно развивается и в таких условиях «остаться в стороне» – преступление…

Распределение пассажиропотока по городам и аэропортам

Согласно данным всё той же официальной статистики, за 2016 год общий пул в размере 12929 тыс. пассажиров распределялся по аэропортам городов Украины следующим образом (таблица). Здесь же сделаем весьма упрощенный прогноз на 2017 год, применив ко всем аэропортам коэффициент прироста 1,303.

№ п/п

Город

Аэропорт

Пассажиропоток, тыс. чел.

2016 год

2017 год (линейный прогноз)

1

Киев

Борисполь

8 650,0

11 271,0

2

Киев

Жуляны

1 127,5

1 469,1

3

Одесса

 

1 033,6

1 346,8

4

Львов

 

738,0

961,6

5

Харьков

 

599,6

781,3

6

Днепр

 

284,9

371,3

7

Запорожье

 

275,4

358,8

8

Херсон

 

62,6

81,6

9

Ивано-Франковск

 

34,4

44,8

10

Винница

 

29,5

38,4

11

Черновцы

 

12,7

16,5

12

Кривой Рог

 

8,9

11,6

13

Ровно

 

6,7

8,7

14

Ужгород

 

1,4

1,8

Из таблицы сделаю всего 2 вывода:

а) на аэропорты Киева сейчас приходится около 75 % пассажиропотока Украины. Это высочайший коэффициент централизации. Весьма вероятно, что удельный вес Киева будет постепенно падать. На месте нового инвестора я бы глубоко задумался, а стоит ли заходить в сильно перегруженный Киев?  Киев не резиновый, транспортные коммуникации забиты, коммерческие ниши заняты, административные барьеры очень высокие, решать вопросы сложно и очень затратно. Однозначно, я бы искал альтернативу;

б) на 2 аэропорта соседних с Полтавской областей (Днепр и Харьков) в 2017 году пришлось более миллиона человек пассажиропотока. Предполагаю, что на долю жителей Полтавской и Сумской областей пришлось не менее  10 % из этой суммы. Совершенно точно, что это потенциальные клиенты нашего аэропорта, которые до сих пор «стартуют» не из Полтавы исключительно потому, что тут пока в принципе «не стартуют»…

 085679

- трудовой мигрант ?  - нет, я туристка, лечу мир посмотреть…

 А кто, собственно, летать то будет???

Вот это самая главная часть данной статьи.

Немного пофантазируем. Представляю себя, стоящим с электронной указкой, за мной – экран, презентация, много слайдов с цифрами, а передо мной – на удобных диванчиках развалились потенциальные инвесторы, ну представим их как делегация из Саудовской Аравии, некие принцы, которых обвинили, там, в махровой коррупции, они спешно собрали свои пару десятков миллионов долларов и мигрировали в… Украину (а почему нет? тут еще за это никого не посадили…).

И эти пару десятков миллионов долларов тяжким бременем лежат на дне их походных сумок (лежат прям на диванах), а принцы желают инвестировать их, но чёта сомневаются. Они слушают первую часть моей лекции, видят динамику, одобрительно кивают, и тут, самый старший из них перебивает меня и спрашивает:

«Hey, Ivan, OK, already enough numbers. Tell us only who will fly from airport «Poltava»?»

 И вот тут главное – не ударить лицом в грязь. Начинаем аккуратно и педантично перечислять.

Пассажирские перевозки

Трудовые мигранты

Вот это самая грустная часть моего рассказа. Но из песни слов не выкинешь. Очень много наших граждан вынуждены уезжать на заработки в Польшу, Италию, Португалию, Германию, США, Канаду, да чего там, по всему миру разлетаются. Таких людей очень много и становится всё больше. Писать об этом больно… поэтому не буду. Скажу только, что чуть ниже я рассмотрю историю успеха аэропорта в Виннице. И одной из главных причин значительного увеличения пассажиропотока через этот аэропорт стали как раз украинские «заробитчане».

Иностранцы, желающие воспользоваться услугами наших стоматологических клиник

Вот это, мне кажется, очень интересно. Только ленивый не говорил о развитии Полтавы как крутейшего международного кластера стоматологических услуг. Говорили, говорили и… ничего не сделали. Но если в Полтаве появится полноценный международный аэропорт, количество приезжих, желающих воспользоваться услугами качественной стоматологии по бросовым с точки зрения европейца ценам, возрастёт многократно. Это крайне перспективно.

Иностранные специалисты нефтегазового комплекса

Хорваты, румыны, англичане, швейцарцы, итальянцы, белорусы… кого я забыл? Да, господа, представители всех этих наций у нас бурят скважины. Бурят для ГПУ «Полтавагазвидобування», бурят для «ДТЭК», бурят для СП «ПГНК», сейчас вот для «Голден Деррик» будут бурить… Причем темпы бурения скважин год к году растут уже даже не десятками процентов. А  инженерно-административный состав всех этих компаний «оттуда». Периодически им нужно прилетать и улетать.

«Это можно будет делать через аэропорт «Полтава»? О, просто замечательно!».

 ХАСИДЫ

(тут старший принц сильно нахмурился)

Да, да, господа. В славном городе Гадяче находится могила хасидского раввина Шнеура Залмана, которого хасиды почитают едва ли меньше, нежели Рабби Нахмана, который окончил свой жизненный путь в Умани. В 2017 году Умань посетило 33 тысячи хасидов. Сможет ли наш Гадяч поучаствовать в этой гонке популярности городов, которые посещают паломники-хасиды? Уверен, если в Полтаве будет международный аэропорт, шансы Гадяча привлечь до десяти тысяч паломников-хасидов в год увеличиваются многократно. А между делом – в среднем, 1 хасид во время своего пребывания оставляет здесь около 1 тысячи долларов...  (принц перестал хмуриться).

Украинские туристы и туристы из-за рубежа

Количество туристов, выезжающих из Украины, подсчитать сложно, ведь очень часто под туристами скрываются те же трудовые мигранты. Но, исходя из субъективных оценок туроператоров, можно заключить, что динамика количества туристов из Украины позитивная, и ежегодный рост составляет около 20%.  Именно эту статью пассажиропотока обсуждать не будем, потому что совсем не располагаю нужной информацией.

Грузовые перевозки

А вот эта часть – моё самое сокровенное ноу-хау (Товарищей принцов прошу обратить особое внимание).

Совсем недавно в одном аналитическом обзоре, посвященном проблемам украинского животноводства, один очень уважаемый украинский эксперт заявил, что украинский животноводческий комплекс ежегодно недополучает около 2-х МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ из-за того, что не уделяется должного внимания выращиванию бычков молочных пород. То есть, поскольку на бычков нет должного спроса, аграрии равнодушны к процессу их доращивания до товарного веса. 

Вы спросите, какая связь между развитием авиации и выращиванием бычков молочных пород? Самая прямая. И это не шутка. Экспорт живых бычков в страны Ближнего Востока – прибыльное дело. Мусульмане в богатых арабских странах любят вкушать мясо животного, которое обрело свой покой по всем канонам веры в их присутствии. На Ближний Восток бычков транспортируют из весьма отдаленных мест на земле – например, из Новой Зеландии. Это вызывает праведных гнев у представителей движения защиты животных, ибо животные в результате такого длительного перелета реально подвергаются мучениям. От Украины до стран Ближнего Востока «рукой подать». Странно, почему это направление до сих пор не развивается.

Посчитайте экономику. Грузовой самолет средних размеров берет на борт до 50 тонн груза. Каждый отправленный самолет – это приблизительно 75 000 долларов экспортной  выручки для животноводческих предприятий. Полтавская область может ежегодно отправлять живых бычков на десятки миллионов долларов. Это не кукуруза и не пшеница, это высокотехнологичный экспорт.

Аэропорт в Полтаве может занять прибыльную нишу, став украинским хабом для экспорта продукции животноводства. Это направление может развиваться параллельно с пассажирскими перевозками. Вернее, обязательно должно развиваться…   

С кого брать пример в краткосрочной и средней перспективе???

В последней части статьи поговорим о параллелях. Значительно легче развиваться, используя чей-то накопленный позитивный опыт. В краткосрочной перспективе я бы использовал опыт аэропорта в Виннице. 

По данным того же ЦТС, в 2017 году аэропорт Винница обслужил 52 тыс. пассажиров, что в 1,8 раза больше показателей 2016 года. При этом аэропорт принял и отправил более 800 регулярных и чартерных рейсов. Главным фактором роста пассажиропотока стали регулярные рейсы Варшава – Винница – Варшава и Тель-Авив – Винница – Тель-Авив, выполняемые авиакомпанией МАУ. Помимо регулярных направлений, аэропорт обслуживает чартерные рейсы в Египет и Турцию, а также принимает хасидских паломников из Израиля.

Но это так, для начала. А вот в более длинной перспективе я взял бы на вооружение опыт развития аэропорта в Паланге (Литва). Мы любим акцентировать своё внимание на успешном опыте стран Прибалтики. И это как раз подходящий случай.

Аэропорт в Паланге – 3-й по величине аэропорт Литвы. Обслуживает города ПалангаКлайпеда и запад Латвии. Специализируется на рейсах небольшой и средней продолжительности в Европу. По техническим характеристикам взлетной полосы этот аэропорт даже уступает Полтавскому, но за последние несколько лет показывает потрясающую динамику пассажиропоток. Так, за 2017 год через аэропорт в Паланге прошло более 250 тысяч пассажиров!!!

06347

Пока в зале полтавского аэропорта тихо и безлюдно, как в фильме «Лангольеры». Непонятно только, это начало или конец фильма. Надеемся, что конец и через пару минут аэропорт наполнится бурлящей жизнью…

В целом, тема развития аэропорта в Полтаве очень интересна, перспективна и многогранна. Повторюсь, для нашего города и для нашего региона восстановление полноценной работы аэропорта в статусе международного может стать сверхмощным импульсом, который выведет Полтавскую область на новую, совершенно иную орбиту.

Но. Есть одно большое «но». Практика показывает, что самые благие намерения у нас очень часто разбиваются вдребезги о суровые обстоятельства, об острые рифы коррупции, о непреодолимое желание некоторых индивидуумов увеличить своё личное благосостояние. 

Я искренне надеюсь, что государственные мужи, взявшие на себя обязательства по восстановлению работы полтавского аэропорта, будут стойкими ко всем соблазнам, положат начало его развитию, а потом отойдут в сторону, позволив частному капиталу занимать коммерческие ниши и двигать процесс дальше – легко и непринужденно…

 

P.S.: Следим за развитием событий….


Коментарі

Від {{ com.user.name }} {{ com.user.lastname }}, {{ com.created_at }}
{{ com.content }}

Від {{ child.user.name }} {{ child.user.lastname }}, {{ child.created_at }}
{{ child.content }}



Зареєструйтесь, щоб мати можливість коментувати

Реєстрація