Анна Кондра: (Не)льготный проезд в Полтаве


В последние несколько недель остро встал вопрос по поводу безоплатного проезда льготных категорий населения в городском транспорте. В этом блоге я попыталась проанализировать, почему так произошло, вникнуть в суть проблемы, а, самое главное, понять, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию с полтавським «льготным проездом».

Как и у любого конфликта, здесь есть несколько сторон. В данной ситуации их три. Одна сторона – это государство (со всеми ветвями власти, в том числе и городской совет депутатов); вторая – льготники, которым государство своими нормативно-правовыми актами гарантирует привилегии; а третья – перевозчик, с которым у этой самой власти заключены договора. Что ж, рассмотрим что к чему.

Все мы люди разные, у каждого свои потребности, и наше государство обязано заботиться о нас, в соответствии с этими потребностями. Поэтому, на основании законодательных актов, нас всех разделили на условные категории. И выделили оттуда тех, кому, по мнению государства, необходима помощь в виде льгот.

К ним относятся:

- пенсионеры (наши старики: родители, дедушки и бабушки с их мизерными, в своём большинстве, пенсиями);

- военнослужащие и участники антитеррористической операции, участники боевых действий (наш щит, благодаря которому мы все спокойно ездим по своим делам, растим детей и не шарахаемся дома от разрывов снарядов и прочих «радостей» войны),

- люди с инвалидностью (люди с ограниченными физическими возможностями, которые в силу тех или иных обстоятельств оказались в таком положении),

- матери и отцы многодетных семей (наша опора и будущее, потому как если в семье 1-2 ребёнка, то население страны так или иначе будет сокращаться. И те, кому сейчас 20-40 лет, пенсию свою вообще не увидят, ибо работать и платить налоги будет некому, – это отдельная тема, и об этом чуть позже).

Что же делает государство? Выделяет из собранных с нас налогов средства на оплату затрат перевозчиков, разрабатывает программы для разделения льготников на категории и контролирует выполнение взятых на себя обязательств. Так, например, на компенсацию затрат перевозчиков из городского бюджета выделено 20 миллионов гривен, и это только за несколько месяцев, а не за весь 2018-й год. Чиновники разработали и внедрили программу «Турбота», за которую перевозчикам тоже идут компенсации. Ну и подсчитали льготников, живущих в городе.

Кто такие перевозчики и каковы их обязательства? Перевозчики – это автотранспортные фирмы и предприятия, которые для собственной прибыли заключают договора с городской властью о предоставлении ими услуг пассажирских перевозок. Платят налоги, как и все остальные, и получают (или не получают) компенсации за перевозку льготных категорий населения. То есть, каждый год им выделяют деньги на то, чтобы они возили льготных пассажиров. Хотя как и на чем они возят людей – совершенно другая история. Многие уже в курсе, как выгоняют и выбрасывают льготников из салона, как не останавливаются и хамят, как нарушают ПДД, в каком состоянии транспортное средство (то загорелся, то задымился, то колесо отвалилось, то в салоне в полу дырка, хорошо, если прикрыта фанеркой) и так далее.

Кто же такие льготники? Люди которым гарантированы права на безоплатный проезд. Категорий много. И пенсионеры, и УБД, и инвалиды, и многодетные. Давайте о них поговорим.

Пенсионеры: люди, проработавшие всю жизнь и в большинстве своем прожившие в другом государстве, которого нет, отдавшие жизнь и здоровье на благо всех нас. Имеющие в итоге мизерные пенсии (в своём большинстве) и вынужденные выживать в новых, непонятных для них условиях. Нам их не понять, ибо нам, молодым, в расцвете своих сил на пенсию рассчитывать не приходится. Простая арифметика: какое количество лет стажа нужно для пенсии? Плюс возраст и минус средняя продолжительность жизни. Так что в наших реалиях до пенсии многие просто могут недожить и недоработать.

УБД-шники (люди, ставшие защитой для всех нас, заплатившие свою цену за нашу свободу). Кто-то уже ушёл со службы и пытается вернуться к мирной жизни. То, что нам кажется обычным, для них не так просто. У нас не принято об этом говорить, мы не понимаем их, и, даже если пытаемся понять, то не можем, ибо мы не прошли через то, через что пережили они. Этим людям государство дало право бесплатного проезда в городском транспорте. Но перевозчики и сотрудники фирм перевозчиков очень часто так не считают. Сколько было скандалов по этому поводу, уже и сосчитать сложно. Сейчас перевозчики поутихли, ибо уже по зубам получили. Боевое братство – это вам не шутки, могут и машины сжечь (да так, что фиг найдут, кто это сделал).

Люди с инвалидностью и дети с инвалидностью. Ситуации у всех разные. Про то, что тут и здоровым людям не все доступно, говорить не приходится. Тут с Половок на Огнивку добираться нужно как минимум с пересадками или даже пешочком, а для «таких» людей, я вообще не знаю, как это возможно. К примеру, есть в каком-то районе города Центр реабилитации для детей, занятия там в разное время, доехать же проблематично, и не у всех есть свой транспорт. Но у детей есть свои потребности, и заниматься нужно, вот и возят мамы деток в центр, да не только туда, а и обратно, а могут и по два раза на день (одни занятия утром, другие вечером).

Ну и отдельно выделю многодетные семьи. И тут остановлюсь поподробнее, ибо я – многодетная мама, и эта тема мне наиболее близка.

С этого года в Украине разработан проект адресной компенсации льготного проезда. Давайте просто посчитаем, как он расписан.

Согласно предложенной государством формуле, льготнику предполагается 30 льготных поездок в месяц. (У нас в городе это пока не действует, у нас потому как идёт компенсация из горбюджета согласно программе «Турбота»).

30 льготных поездок в месяц умножим на среднюю стоимость однодневного проезда в городском транспорте (5+3)/2. Коеффициенты опять же предлагает наше государство.

(5+3)/2) * 30 = 240 грн. Запоминаем сумму 120 грн.

Давайте посмотрим, что же происходит в реальности.

Государство выделяет разным льготникам разные суммы (про их расчёты ходят легенды, плюс сейчас якобы проводят исследования для корректировки представленного коэффициента).

В реалиях транспорт ходит только с 6.00 до 22.00, а дальше – только маршрутки, и то не часто, с троллейбусами тоже не особо уедешь. За это время работы (с учётом данных по количеству льготников в городе) перевозчики (официальные) получают постоянные компенсации из горбюджета. Последняя цифра в этом году – 20 миллионов гривен.

В то же время перевозчик сокращает время проезда льготников с 16 положенных часов до 6-7 часов. А деньги из бюджета получает все те же!

Теперь приведу пример прямых расходов на транспорт средней категории льготников. Участники боевых действий – на работу и с работы 5+5=10 или 3+5=8 (давайте смотреть правде в глаза, не всегда все ждут троллейбус, кое-где и с пересадками приходится ехать). Умножаем на 22 рабочих дня в месяце – получается 220 грн или 176 грн. То есть, только в рабочие дни средняя сумма набегает до 200 грн. Вдруг нужно поехать в город, на концерт или какую-нибудь акцию, или в центр на реабилитацию хоть раз в неделю, то в целом выйдет где-то около 300 грн в месяц.

Эту сумму, согласно Постановлению Кабинета Министров, которую мы уже упоминали, должны выплачивать с государственного бюджета, если же в городе нет других социальных программ. А так, как она у нас есть, выходит, что, де-факто, АТОшники не получают свои ежемесячные выплата, а также вынуждены ездить с неурегулированной системой местного льготного проезда, наталкиваясь на грубость и игнор маршрутчиков.

Теперь – про маму, у которой есть ребёнок с инвалидностью, и которая живет на детскую пенсию. Представим, что ребенку нужна реабилитация, добираться в центры нужно с пересадками, (туда 3+3 или 5+5 и столько же обратно), а ездить нужно каждый день, кроме воскресенья. Итого выходит 12*26=312, или 520 грн в месяц. Про размер же пенсии, и о том, что у нас все «бесплатно», говорить не надо.

Дальше берём многодетную семью 3-5+ детей, где дети учатся, допустим, в школе, которая находится в другом районе. Каждый ребенок ежедневно добирается на учебу, плюс посещает после школы дополнительные занятия, к примеру, художественные или спортивные. Трое из них – школьники, остальные в садике, ну и мама возит детей на кружки целый день.

Считаем: 3*4=12 грн – это в одну сторону, или 20 грн +дорога в кружок. Умножаем на те же 22 рабочих дня – получается сумма около 1400 грн в месяц. Это на маму и троих детей – согласитесь, сумма существенная. Плюс добавим, что выплат у них от государства совершенно нет, только льготы: проезд и коммунальные им считается как минус 50%.

В итоге, что мы имеем?

Перевозчики получают двойной доход, постоянно нарушая закон.

А льготники из и так не совсем состоятельных слоев населения вынуждены ещё и оплачивать проезд (а если кому вдруг интересно, то для получения субсидии в статью дохода считают все вот те суммы на льготы, что выделяет государство).

А в это время государство никак не может навести порядок в своих владениях.

Плюс ко всему, все давно заметили, как ходит в Полтаве транспорт, и как построены маршруты. То, что стало меньше больших автобусов, уже всем бросилось в глаза. Для чего это сделано? А что б пользовались маршрутками. И количество транспорта до 22.00 и после тоже разное.

И повторюсь, что деньги-то по компенсации они получают за 16 часов, а льготы предоставляют всего 6-7 часов. Про откаты за место под солнцем и то, как тяжко работать маршрутчикам, мы все слышим от них каждый день по дороге на работу и с работы. Кто и на ком в этой ситуации наживается, и как обоснованы тарифы, я даже не хочу спрашивать.

Видимо, нам всем пришла пора что-то менять и требовать изменения формул расчётов по этим перевозкам, как и наведения порядка в транспортном отделе. Не на бумажках, а по факту. Пора обращать на это внимание не пиарщиков-политиков, а создавать инициативную группу из вот этих самых льготников, и считать с перевозчиками и властью по факту, а не по непонятным показателям.

Анна Кондра


Коментарі

Від {{ com.user.name }} {{ com.user.lastname }}, {{ com.created_at }}
{{ com.content }}

Від {{ child.user.name }} {{ child.user.lastname }}, {{ child.created_at }}
{{ child.content }}



Зареєструйтесь, щоб мати можливість коментувати

Реєстрація