Ігор Петріченко: Тарифы вверх. Почему растут цены на газ?


Кабинет министров Украины на экстренном заседании 19 октября принял решение о повышении цены на газ для населения на 23,5% с 1 ноября. Мотивировано это решение обязательствами Украины перед МВФ для получения транша. И хотя ряд политиков в преддверии президентских выборов уже заявили, что Фонд не выставлял подобных требований, вопрос цены на газ в действительности был самым главным камнем преткновения в продолжение сотрудничества с МВФ. Об этом неоднократно заявляли представители Фонда, к примеру, в официальном пресс-релизе от 19-го июня особенно подчеркивается важность этого вопроса.

Джерело: https://www.imf.org/en/News/Articles/2018/06/19/pr18244-statement-by-the-imf-managing-director-on-ukraine

 

Почему  МВФ вообще что-то требует?

Часто политики, популисты и сторонники мировых заговоров, рисуют образ  МВФ как некую злодейскую организацию, которая загоняет страны в рабство. На самом деле все намного проще. Фонд, как и любой банк, пользуясь деньгами вкладчиков, хочет быть уверен, что долги будут возвращены.  По сути, у него есть одно требование – расходы не должны превышать доходов. И действительно, кто из нас готов одолжить деньги человеку, зная, что тот тратит больше, чем зарабатывает?!

Но так исторически сложилось, что Украина обращается к Фонду во времена, когда дефицит бюджета неизбежен, да и политики наши не очень любят резать расходы бюджета. Потому, коль мы сами не хотим или не можем, МВФ выставляет свои требования.

 

Почему тарифы?

Тарифы в Украине многие годы  были  вопросом огромных расходов бюджета. Так, например, в 2013-м году на дотации «Нефтегаза» ушла сумма, эквивалентная двум  миллиардам долларов. Потому с первых дней сотрудничества с МВФ эта тема не сходила с уст его представителей.  Фонд настаивает на том, чтобы цена  на газ была рыночной для всех потребителей.  Причем за рыночную он считает цену импортного газа. Почему так?! Казалось бы, Украина добывает большую часть от потребностей, а рынка, в полном понимании этого слова, у нас и вовсе нет, чтобы рассуждать о рыночной цене. Все дело в том, что рынок действительно так работает в случае, когда есть абсолютно одинаковый импортный товар и товар собственного производства, но при этом объем второго не может удовлетворить спрос.

Представьте, что вы производите точно такой же IPhone, как компания Apple, и при этом потребителю абсолютно  все равно где он произведен. Так же представьте что ваш IPhone дешевле обходится, чем импортный, но вы не можете удовлетворить весь спрос.

По какой цене вы будете его продавать, зная, что продадите все, что произведете, если не превысите цену импорта? Конечно же, по максимально приближенной к импортной цене.

Сама по себе разница в тарифах  порождает много вопросов, которых на рынке быть не должно. Кому продавать дешевле, а кому дороже? Почему? Как вести учет и взаиморасчет? Так же МВФ исходит из логики, что дешевый газ для населения - это, по сути, дотация богатых, так как они потребляют больше газа, в итоге гражданин Ахметов платит низкие тарифы за газ в своем поместье, потому что пенсионерка Марья Ивановна бедна. По мнению МВФ, намного эффективнее продавать газ дороже именно Ахметову, а за разницу субсидировать пенсионерку Марью Ивановну.

Ну и конечно же – коррупция. Разные цены на газ обогатили многих в этой стране, именно поэтому приватизация хронически убыточных на бумаге «облгазов» вызывала ажиотаж у сильных мира сего. Ведь можно взять газ для населения по низкой цене и продать его в разы дороже предприятию.

Правда есть и негативные стороны  системы субсидирования. Например,  как эффективно контролировать получение субсидии только малообеспеченными, когда миллионы украинцев имеют теневые доходы?   Более того, такая система демотивирует выход экономики из тени. Но МВФ почему-то считает, что даже с учетом этих факторов, выбран оптимальный вариант.

 

Можем ли мы обойтись без МВФ?

До конца 2019-го года Украине нужно выплатить 10,8 млрд долларов по валютным долгам.  Но, если в текущем году почти половина выплат приходится  на валютные ОВГЗ (внутренние займы), которые можно перекрыть перевыпуском новых, то уже в следующем году около 6,5 млрд долларов нужно будет выплатить внешним кредиторам, в том числе  и МВФ.

Так же за этой категорией кредиторов остается еще 1 млрд выплат в этом году.

                                                                 Джерело: http://finbalance.com.ua/news/Valyutni-derzhborhi-pomisyachniy-hrafik-viplat-do-kintsya-2019-roku

 

У нашей страны есть четыре пути решения долгового вопроса в следующем году.

1. Дефолт. 

Вряд ли это хорошее решение, так как оно отрежет Украину от рынков заимствования и, скорее всего, приведет к валютной панике, девальвации и т.д.

2. Покупка валюты внутри страны.

Покупка валютных ОВГЗ ограничена  валютной ликвидностью финансовых учреждений, очевидно, что этого ресурса не хватает.Иначе бы Украина вовсе не нуждалась во внешних кредиторах. Следовательно, ничего не остается кроме как  скупать валюту на рынке и тратить резервы. К слову, НБУ уже выходил на рынок чтобы рассчитаться с долгами. Это можно было увидеть летом, когда в нетипичный для Украины период курс гривны начал падать. Расход резервов снижает макроэкономическую стабильность и опять же приводит к панике, более того, не все резервы являются ликвидными. Таким образом, этот вариант так же чреват падением курса гривны и всеми сопутствующими проблемами.

3. Привлечение внешних займов. 

Кредитный рейтинг Украины не позволяет нам дешево привлекать деньги, а без сотрудничества с МВФ и вовсе подобный вариант может провалиться.

4. Сотрудничество с МВФ.

Транш от МВФ дает нам следующие возможности:
- пополнение резервов НБУ;
- перекредитование части долга под низкий процент;
- открытие доступа к дешевым кредитам от ЕС и Всемирного банка на сумму 2 млрд долларов;
- лояльность кредиторов.

Этот вариант не идеален, все равно придется выпускать дополнительные валютные ОВГЗ, евробонды,  вероятно, тратить резервы и выходить на валютный рынок. Но из всех вышеперечисленных, он самый мягкий для нашей страны и не приведет к серьезным экономическим шокам. 

 

Насколько критично повышение тарифов?

Существенное повышение тарифов на газ произошло еще в апреле 15-го года, тогда цена выросла до 7,188 грн за куб, правда после немного менялась и в итоге пришла к отметке 6,9579. Как за этот период изменились доходы украинцев? В апреле того же 15-го года средняя зарплата составляла 3998 грн, в августе этого года (последние данные) – 8977 грн. То есть рост номинального значения - 124%. Можно критиковать методологию  подсчета средней зарплаты. К примеру, в систему входят только предприятия со штатом от 10 человек, естественно, что на более мелких зарплаты в среднем могут быть ниже. С другой стороны, в статистику не попадают конверты. Таким образом, мы не можем говорить, что официальная статистика отображает реальную цифру, но, на самом деле, это и не нужно, ведь тут важна динамика, а не абсолютные значения. Когда мы сравниваем два показателя, рассчитанные  по одной, пусть даже не идеальной  методике, мы получаем плюс-минус адекватную картину изменения. Так же важно отметить, что за этот период только официальная инфляция составила 60,8%, то есть тарифы все же вырастут меньше, чем выросли цены в Украине.

 

Вывод

Данное повышение тарифов конечно же, в какой-то мере, ударит по населению, но никакой катастрофы точно не будет.  Можно соглашаться с логикой МВФ, можно не соглашаться, но Украине придется и дальше сотрудничать с  Фондом. Любые другие решения  будут иметь куда более печальные последствия. Если проще – лучше подорожает газ на 23,5%, чем на примерно столько же вырастет курс доллара к гривне.  Более того, в свете вышесказанного, тарифы для населения будут расти и дальше. Это нужно принять как неизбежность и меньшее зло, более того, это прекрасно понимают все участники президентской кампании. Потому, кто бы ни стал следующим президентом, в подходе к сотрудничеству с МВФ, а значит и вопросе поднятия тарифов, никаких изменений не будет.


Коментарі

Від {{ com.user.name }} {{ com.user.lastname }}, {{ com.created_at }}
{{ com.content }}

Від {{ child.user.name }} {{ child.user.lastname }}, {{ child.created_at }}
{{ child.content }}



Зареєструйтесь, щоб мати можливість коментувати

Реєстрація