Kiva

15 апреля 2021 го года депутаты Верховной Рады во втором чтении проголосовали за законы №4643-д и №4644-д. Согласно этим законам все «евробляхи» которые находятся на территории Украины, к концу 2021-го года должны исчезнуть.

Ведь именно к этому моменту машины на еврономерах:
должны быть растаможены и получить номера с украинской регистрацией;
выехать обратно за границу откуда они собственно и приехали;
или же их владельцев будут штрафовать вплоть до 170 тыс. грн а автомобили будут конфискованы на штрафплощадку.

Как начиналась эпоха?

Многие вспомнят как 6-7 лет назад можно было заметить авто с непривычными для себя номерами, где вместо родного желто-голубого флага и UA были заграничные D, PL, LT и так далее… Слово бляха означает металлическую пластину с тиснением, номерные таблички на этих машинах были произведены в Европе – отсюда и прижилось всем знакомое слово «евробляха».
Некоторых, в том числе и меня, в первые «встречи» с такими авто даже успела посетить мысль: «Неужели сюда, на своих машинах, едут туристы, или может это иностранные гости прибыли сюда по каким-то своим деловым целям, неужели мы настолько приблизились к Европе, что жители Евросоюза просто садятся в свои автомобили и едут за тысячи километров в Украину?». Нет)

Очень быстро пришло понимание что за рулем «наши», просто более смелые, экономные, осведомленные чем большинство украинских автомобилистов. Позже «встречи» с евро-номерами, на территории Украины, стали обретать следующий вид:

Южанина обвинила руководство ГФС в блокировании растаможки "евроблях" |  Экономическая правда

Как так получилось

Причины широкого распространения евро-номеров в нашей стране можно разделить на потребительские и законодательные.

Дело в том что, б/у автомобили в Европе значительно дешевле, прям очень значительно. Например, идентичное авто которое можно купить с рук в Украине на нашей регистрации за 5000$ там стоит 1000-1500$, плюс расходы на пригон это еще 500-1000$. Речь идет об основной массе «евроблях» – иномарки, возрастом 15-20 лет.

Экономия на лицо, ведь машина с евро номерами не будет чаще ломаться, медленнее ездить или потеряет в комфорте. Если же выбирать путь законопослушного плательщика налогов и таможенных сборов, то это еще плюс 2500-3000$, уже не так «интересно», не правда ли? Та и вообще, тяжело принять для себя тот факт, что за растаможку авто ценой в 1000$  нужно заплатить в 2-3 раза больше.

Въезд таким машинам через границу и передвижение по Украине, без растаможки, был разрешен в следующих режимах:«транзит» и «временный ввоз», максимальный законный срок пребывания таких авто в Украине - 365 дней. Жители Западных регионов делали так называемый «перезаезд», жители остальной части страны – в основном нет.

Но что если не выезжать? Вот допустим ездит себе такой счастливый обладатель автомобиля (счастливый – потому что сэкономил в 2 раза) и ездит, сроки выезда прошли, и что дальше? А ничего, если добровольно не посещать таможню, а ведь только у нее есть данные по заезду этого автомобиля, то и проблем нет.

Национальная полиция Украины не имела доступа к таможенным базам (так было до января 2021-го года, да и то доступ появился только в Харькове) , для них даже ввели дополнительный пункт про причины остановки в ст.35 «Закона про Национальную Полицию Украины», но толку? Остановили «евробляху», спросили: «Вы ли заезжали и когда?», водитель ответил: «Я, 3 дня назад» и всё, доступа на планшетах к данным о вьезде нет, проверить и оштрафовать водителя не могут.

Всё так просто?

Следует все таки учесть, что минусы во владении «евробляхой» все таки есть. Основной проблемой является то что юридически никаких прав на собственность этого автомобиля нет. Официальными владельцами были или же граждане европейских стран, которые просто продали эти машины за «наличку» без переоформления или подставные фирмы с европейской регистрацией.

Следовательно если «евробляха» попала в ДТП не по своей вине и виновник отказываетя уладить «вопрос» на месте и желает перенести обязательства по компенсации расходов на ремонт пострадавшего на свою страховую компанию, то последняя имеет право (которым пользуется всегда) выплатить компенсацию только официальному владельцу авто. Второй пример – это когда автомобиль был угнан, заявление в полицию должен писать опять таки владелец по документам.

Но несмотря на очевидные риски, наше народное «авось пронесет» и существенная экономию сделали свое дело. Количество «евроблях» росло на глазах.

Отечественный автопром: убийство или самоубийство?

Ярые противники «евроблях» заявляют что именно это явление послужило упадку украинского производства автомобилей. Но нельзя убить то что уже и так мертво.

Так называемым, флагманом отечественного автопрома долгое время был один «народный автомобиль», на котором рандомно было написано Lanos или Sens.

Данный автомобиль по своей ходовой части и двигателю был позаимствован с авто Opel Kadett образца 90-х годов, производился с 1997-го по 2017-ый год, и… не притерпел никаких существенных модернизаций за все эти 20 лет.
Покойный Скрябин по этому поводу пел: «Старі технології, а Ланос новий»
Законодательно жизнь «народного автомобиля» продлевалась путем ограничения права на оформление любого, привезенного или произведенного автомобиля до класса уровня загрязнения «Евро-5». Ланосы и Сенсы производили с классом «Евро-5», а например какой-то Мерседес 2010-го года, с классом «Евро-4» уже не имел права ездить по украинским дорогам (в отличии от 40-летних «фамильных» Жигулей). Но и это не помогло.
В 2016-ом году их было продано чуть более 2-ух тысяч экземпляров, и по весьма адекватным причинам производство было остановлено. Но даже тогда, в 2016-ом году, цена в автосалоне на это «чудо инженерной мысли 21-го века» составляла 8200$.
8200$, Карл.

Таким образом, готовый к покупке «евробляхи», не очень заинтересованный в наполнении национальной казны, обладатель суммы в 8200$ сталкивался с нелегким потребительским выбором.
Ланос (который такой же Опель Кадет 90-х годов, только в новом кузове) или:

С одной стороны, можно винить так называемых «евробляхеров» в хитрости, нечестности, уклонении уплаты от налогов, но не они создали такие таможенные правила (когда за растаможку платишь в 2-3 раза дороже чем машина) и не они не спромоглись обеспечить выполнение своих же правил. Правительством была создана такая лазейка и многие просто нею воспользовались.

Что по безопасности?

С начала 2018-го года введено ограничение на максимальную скорость передвижения в населенных пунктах до 50 км/час. Ранее эта скорость составляла 60 км/час. Повышаются штрафы за превышение, устанавливаются дорожные камеры, растет количество патрулей полиции с Truecam. Все это правительство делает для безопасности участников дорожного движения, всех участников, в том числе и водителей.
Но почему эта забота о безопасности водителей проявляется только в ограничениях и штрафах? Ведь есть же еще безпасность которую обеспечивает само транспортное средство.

Представим следующую ситуацию:
Есть два друга: Павел и Николай. У них у каждого есть по 2000$ на покупку собственного авто, больше нет, это лимит. Они оба одинаково хотят ездить на собственном транспорте, и (забегая наперед этого примера) жить.

Допустим Павел решил купить авто на украинской регистрации. За эту сумму он может найти либо тот же Ланос (только очень б/у) либо Жигули. Представим, что Павлу не повезло и он купил Жигули.
Николай же приобрел «евробляху», допустим Гольф 4.

Я думаю, ни для кого не будет открытием информация, что в случае ДТП, участь людей в Жигулях более печальная чем тех кто в иномарке, хоть и 15-20 летней.

А ведь Павел и Николай заплатили одинаково, а шансы выжить и остаться здоровым у них разные.

Что дальше?

Вышеупомянутые законы решают последствия, но не причины такого явления как «евробляхи» в Украине. Ведь, согласно этим законам, растаможиться без штрафов и по «акционной» цене смогут только те, чьи машины заехали на территорию Украины до 31.12.2020-го года. По сути, правительство нейтрализует основное ядро людей которые боролись все это время за доступную растаможку для всех, а не только на свои собственные автомобили.

Ведь в январе этого года, только в Харькове, в рамках эксперимента, Национальной полиции Украины был предоставлен доступ к таможенным базам, который позволял быстро выявлять просроченные со въездом «евробляхи» (а таких 90%). Результат – штрафы от 17 до 170 тис. грн, митинги под Верховной Радой, перекрытые трасс национального значения.

Владельцы таких автомобилей увидели, что былая экономия может обернуться еще большими штрафами. На такой подготовленной почве принятые законы №4643-д и №4644-д не вызвали никакого протеста у населения, ведь они касались именно тех людей, кто мог поехать в Киев на митинг, перекрыть въезды в какой-то город, публично сжечь свое авто перед горсоветом своего города.

Данные законы позволяют растаможить авто за 1300-1500$ вместо нынешних 2500-3000$, речь идет о тех же машинах, 15-20 лет. Экономия уже меньше, но она еще ощутима, плюс нет риска напороться на запредельные штрафы. Вот только для остальных ничего так и не изменится, автомобиль который какой-то поляк или немец или литовец купит себе за 1500$, украинцу обойдется в 5000$ (к примеру) и большая часть этой суммы – налоги. Да и те, кто сейчас растаможит свой автомобиль «по акции», при желании приобрести новый – Welcome в доходную часть бюджета Украины.