Комунікуй, а не інформуй! Або програєш. Частина І

icWzAdKSRD2JXiDU

Концепция поменялась. И Слава Богу! Чиновники и «властьимеющие» наконец-то осознали, что сила и значение информации неуклонно растёт где-то по экспоненте.

Информационные противостояния везде: на национальном, местном и даже локальном уровне. В эпоху постморали и постправды кто не разъяснил – тот проиграл, кто не отстоял мнение – тот проиграл, кто не успел – тот проиграл.

Украинский истеблишмент, включая и полтавские политические элиты, переориентировался в направлении PR и коммуникаций, частично отойдя от концепции использования местных коммунальных газет (которые никто не читает) и телеканалов (которые никто не смотрит) – в сторону Digital: стремительно развивающихся социальных сетей, интернет-медиа, видеоконтента и прочего. Плюс, подрядив на такие вещи профессионалов, а не свою секретаршу, выпускницу ПНПУ прошлого года, узнавшую расшифровку аббревиатуры SMM примерно позавчера.

Да, пиар чиновника за бюджетные деньги не есть хорошо. Но это точно лучше, чем финансировать в миллионах какие-нибудь «Сельские вести». Хотя бы потому, что в социальных сетях есть возможность написать какой-нибудь гаденький комментарий или просто потроллить нерадивого чиновника за неэффективное решение. Выразить своё недовольство газетой можно только сходив с ней в известное место. Но это другая история.

В общем, всё это лучше, чем было, но не так хорошо, как хотелось бы. Если бы не одно НО. Нуждающиеся в пиаре совсем забыли, что слова КОММУНИЦИРОВАТЬ, и ИНФОРМИРОВАТЬ население имеют несколько разный смысл. А так как друзья наши старшие занимаются преимущественно вторым,  пока что об эффективной коммуникации говорить очень и очень рано. Особенно умиляют публикации о собранном миллионе зерна и фотки со спортсменами-чемпионами. Конечно же, и первое, и второе – бесспорные заслуги власти ;).

Коммуникация подразумевает обратную связь, а не просто рассказать людям о том, что ты делал. Это такое себе информационное изнасилование. Когда ты говоришь по телефону с неработающим динамиком. Всё слышишь, но ничего сказать не можешь. И все эти: перерезал ленту, открыл, выступил, поздравил, возложил, поговорил по телефону с министром и прочее – немного попахивают советским союзом в новой красивой обёртке, и уже значительно набили оскому. Мы все уже поняли, что губернатор (глава ОГА) умеет на видео ходить по крыше, любит кота и пьет кофе в Августине.  Видосы, конечно, красивые. Но коллеги! Есть же еще люди, которые искренне хотят знать об экономических показателях, новых проектах, приоритетах и стратегических решениях. Дайте им мяса! Разбавляйте ""человечность"" профессионализмом.

Ну и специально для представителей местной власти в этом блоге я попробую простыми словами привести пример инструментов эффективной коммуникации. Взаимной коммуникации.

1. Интегрированный подход. Это когда в разработке стратегии развития области или города жители принимают непосредственное участие через ряд инструментов: стратегические сессии, экспертные интервью, голосования и прочее, прочее, прочее. Это корень всему, который активно эксплуатируется в странах Европы и является одним из важнейших факторов её успеха. Согласованная с жителями города его стратегия – это по умолчанию поддержка большей части населения решений и действий власти в указанном направлении, практически билет в следующую каденцию при нормальной политике. И наоборот. Если большинство города считает, что город – туристический, а власть пытается строить в центре металлургический завод или многоэтажный дом вместо памятки архитектуры – конфликты неизбежны. Жители имеют право определять будущее своего города и области напрямую. Дайте им, пожалуйста, такую возможность.

2. Партиципация и бюджет участия. Хороший инструмент, который уже активно использует Полтавский городской и областной советы. Из местного бюджета в городе выделяется определённая сумма на реализацию проектов развития. Проекты подают сами жители, сами жители за них и голосуют. В областном варианте – проекты подают местные советы и ОТГ, и это тоже прекрасно. Деньги надо давать тем, кому они реально нужны, кто готов за них бороться и писать проекты. На конкурсной основе. Людям нужно давать не готовую рыбу, а удочку; не яблоко, а возможность посадить дерево, не готовый продукт, а возможность. И только тогда это ценится. Партиципацию надо и дальше популяризировать, увеличивать в объёме и делать более прозрачной.

3. Координационные советы. А не «громадські ради». Потому что общественный совет, например,  при ОДА – это, по задумке, собрание людей, которые разбираются абсолютно во всех направлениях и вопросах :) И с которыми власть советуется, что и как сделать. А координационный совет – это собрание профильных специалистов (по медицине там или образованию), которые могут компетентно и обосновано посоветовать управленцу, какие решения принять, какие там плюсы, минусы и подводные камни. Подкинуть хорошую идею или рассказать, как та или иная проблема решалась в других городах или областях. В координационный совет должны входить представители совершенно разных структур: бизнес, государственный сектор, общественность, представители образования и науки. Но все они в какой-то степени должны быть связаны с определённой отраслью. В отличие от депутатской комиссии, куда попадают на 90 процентов люди совершенно «не в теме», координационный совет для представителей власти может стать реально эффективным инструментом. Если она, конечно, реально хочет, как лучше.

4. Социологические опросы. Просто узнать, как жители территориальной общины относятся к той или иной проблеме. Да, это стоит денег, но пиар власти строится не бесплатно. Почему бы не спросить у людей, как они видят, например, развитие транспортной сети, какие проблемы у них в микрорайоне, нужен им ледовый дворец или красивая зелёная набережная. А потом учесть это, например, в бюджете на следующий год. Если жители какого-нибудь Алмазного считают в большинстве что разбитая улица Грушевского – одна из самых больших проблем их территории, то, скорее всего, её надо ремонтировать в первую очередь. А не ту, которую удобно подрядчику, или нарисовал раньше проектировщик. Необязательно принимать мнение жителей за 100 процентов правильное и бежать его ублажать. Но массу информации из социологического опроса – в первую очередь для планирования и бюджетирования – вытянуть можно. А заодно и свой рейтинг померять ;). Спросил у жителей, что им надо, – сделал – написал об этом в ФБ. Это коммуникация.

5. Панельные и публичные дискуссии. Управленец хочет обсудить определённую тему с местными жителями. Быстро, эффективно и чтобы об этом узнали. Почему бы и нет. Объявляется дискуссия – приглашаются журналисты, все кому это интересно, и поехали. Сначала управленец объясняет, как он видит ситуацию и что он собирается делать. Потом задаются вопросы, на них даются ответы. Как правило, народ думает, что все чиновники дураки и всё делают неправильно. А чиновники думают, что люди – дураки и только знают что критиковать. На панельной дискуссии обычно развенчиваются оба эти мифа. И чиновники чем-то думали, из чего то исходили, учитывали кое-что, о чем люди не знали. И люди городят не такую уже ересь и кое-что даже можно включить. И собрались, и поговорили. И журналисты пофотографировали и написали. Бинго.

В общем, коммуницируйте друзья, а не информируйте. Иначе в будущем точно проиграете.

To be continued.