Ігор Петріченко: Транспортный дефицит – невыученные уроки экономики


Коллапс


В Полтаве транспортный кризис.  Перевозчики разорвали договора и обвиняют местную власть в популизме, власть обвиняет перевозчиков в шантаже, а в это время  общественность требует поднять сначала качество и потом тарифы рассматривать, либо же заменить маршрутки коммунальным транспортом.
Давайте попробуем посмотреть, как эта картина выглядит с экономической точки зрения.
При этом автор не ставит цели высчитать «правильный» тариф, нет, речь не об этом.



Немного экономической теории

Инфляция – это повышение общего уровня цен на товары и услуги. Вряд ли для кого-то будет новостью такой термин и его значение. Но далеко не все знают,  что есть разные виды инфляции. Инфляцию разделяют по темпу, причинам, характеру проявления и т.д.
Давайте поговорим о том, какие ее виды бывают именно по характеру проявления
1.  Открытая инфляция - это рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых цен.
На практике выглядит все очень просто – вы приходите в магазин и видите, что товар стоит дороже чем раньше.
2. Скрытая инфляция – это результат административного ограничения роста цен, когда установленная цена опускается ниже равновесной. Основная форма проявления – дефицит.  На практике выглядит следующим образом – вы приходите в магазин, на ценнике та же цена, но самого товара нет.

 

Дефицит на практике

Именно скрытую инфляцию могли наблюдать жители СССР повсеместно, на конец 80х только 11% товаров народного потребления не были в дефиците. Причина тривиальная – цены устанавливались жестко.
Из современных примеров самый актуальный – Венесуэла.  Государство жестко контролирует цены, создан даже специальный орган, который экспроприирует бизнес у тех, кто по мнению чиновников,  много хочет. Итог такой же – в стране тотальный дефицит, аналогичный худшим годам СССР.
Полтава умудрилась пополнить список современных примеров проявления дефицита, хоть пока, слава Богу, только в одной отрасли – перевозках.

Экономическая сторона полтавского вопроса


Рассмотрим изменения тарифа и некоторых экономических параметров, которые влияют на равновесную цену проезда. Значения на январь 2014го года взяты за 100%, графики показывают изменения от этого уровня.

 
Инфляция и тариф

1_1

В данном случае на графике сравнение тарифа с потребительской инфляцией,  она не в полной мере отражает рост расходов бизнеса, так как измеряется по потребительской корзине. Потому можно еще наложить на этот же график дефлятор ВВП. Он отражает средний рост цен на все товары и услуги, произведенные в стране.

2_1 

К сожалению, график дефлятора ВВП заканчивается раньше, так как пока еще нет данных по первому кварталу этого года, однако по нему видно что в среднем все товары и услуги выросли в цене  немного более чем показывает потребительская инфляция.
Так же можно увидеть, что тариф существенно отстает от значений инфляции и дефлятора.

Цена газа на АЗС  и тариф

4_1

Этот вид топлива вырос меньше чем потребительская корзина и в среднем  товары и услуги в стране, но, как видим, тариф вырос все равно значительно  меньше.  

А как с доходами?

Давайте посмотрим на средние полтавские зарплаты и минимальные за этот период и как они росли по сравнению с тарифом. Рост минимальных зарплат показывает рост минимальных налогов, которые могут платить перевозчики. Картина более чем красноречива. То есть, расходы перевозчиков на зарплаты и налоги  так же растут существенно больше чем тариф, а аргументы некоторых  представителей общественности, мол, людям просто нет чем платить больше, мягко говоря, не соответствуют действительности.     

  3_1

Суммарная картина

5_1

График не очень читабельный, потому выше была разбивка, но вывод тут очевиден – абсолютно все расходы перевозчиков выросли существенно больше чем тариф.

Учитывая все это нельзя сказать что кто-то работает в убыток, ноль или прибыль. Можно с уверенностью сказать только то, что условия работы для перевозчиков существенно ухудшились. В лагере оппонентов перевозчиков многие с этим согласны, но утверждают что даже при сегодняшних условиях там сверхприбыли. Оценить напрямую это невозможно, хотя расчеты перевозчики подали давно, просто потому что они не могут показать часть расходов, которые идут в серую, город не может проверить объективность цифр в доходной части.
Но есть косвенные факты, которые могут пролить свет на проблему.

1). Ситуация в Украине

«На исполкоме горсовета поставили на голосование вопрос о поднятии лишь до 5 грн. Городской голова и адвокат, которого наняли перевозчики, в унисон говорят о шантаже: власть – со стороны транспортников, те – со стороны власти. Пока стороны пытаются договориться, единственный общественный транспорт в Черкассах – это троллейбусы. На маршруты выпустили все, что можно, но 70% всех троллейбусов уже давно отходили свое»

Знакомо? Это новости из Черкасс полугодичной давности, аналогичные конфликты и  забастовки прошли так же в Херсоне, Сумах, Житомире и т.д.

При чем,  во всех городах у сторон одни и те же претензии и аргументы.  Во всех городах жители считают что их маршрутки в самом худшем состоянии, называют их скотовозками и считают что они не стоят того тарифа, который есть.

Тем не менее, последние полгода в Полтаве был самый дешевый проезд среди областных центров (цифры - на момент конца 2018 года, в части областных центров проезд еще больше подорожал).

zagal

 

Среди городов, сравнимых по населению и площади – так же. 

7_1

2).  Расчет муниципальных предприятий.

10 мая КП «Полтаваавтоэлектротранс» предоставил расчеты себестоимости перевозок в автобусах на уровне 4,82 за пассажира.
Но есть не только расчеты на бумаге, но и практика. Винница практически полностью обслуживается коммунальным транспортом. Проезд в автобусе – 5 грн.
Но и это еще не все. Даже при тарифе в 5 грн и полном возмещении  городом перевозки льготников, винницкое коммунальное предприятие убыточное. То есть, работа при  тарифе в 5 грн там, не просто не генерирует прибыль, а генерирует убытки.

  1. Отсутствие новых перевозчиков. Никто не идет ни на конкурсы, ни под временные договора, хотя «поле» абсолютно пустое. Даже люди, которые утверждают что это свехприбыльный бизнес при тарифе 4 грн, почему-то не стремятся в него войти в условиях абсолютного отсутствия конкуренции.

Суммируя эти факторы, можно с уверенностью сказать что все-таки, тариф в 4 грн свое отжил 
 

Сначала качество – а потом тариф

Это самый частный аргумент, который я встречал среди полтавчан. Но это невозможно. Вернемся к теме инфляции. Инфляция - это рост цен без какого либо изменения качества. Каждый из нас покупает  существенно дороже ровно такие же товары и услуги, которые покупали несколько лет назад.

То есть, инфляционный рост цены на товар или услугу позволяет сохраняться качественным параметрам в условиях,  когда расходная часть бизнеса растет. Что происходит в условиях скрытой инфляции, то есть, когда доходная часть ограничена административными мерами, а расходная растет? Дефицит наступает не сразу. Сначала идет сокращение расходов по мере возможности, что отражается на качестве.
То есть, то, что маршрутки до недавних пор ездили по самому низкому тарифу в стране, было за счет того самого отвратительного качества.
Теперь уже ситуация перешла к стадии дефицита. В таком случае поднятие цен возвращает услугу или товар потребителю, но ни о каком качестве речь не идет.     

Коммунальный транспорт

Многие полтавчане, в том числе депутаты, озвучивают идею пополнения муниципального транспорта, как решение транспортной проблемы.  Это теоретически может быть решением в длинную, но точно никак не подходит к текущей ситуации.


Ровно 2  года назад Кременчуг получил согласование кредита от ЕБРР на закупку троллейбусов. Последняя партия  была поставлена только в конце прошлого года. При этом даже коммунальный автобус не будет стоить 4 грн, а предприятие будет убыточным. 

Невыученные уроки

Ни опыт, который мы пережили в СССР, ни опыт стран, которые сегодня живут с дефицитом, нас ничему не научил. Власть продолжает попытки выехать на поулизме, народ в своем большинстве воспринимает это как борьбу за «справедливость». А итог всегда один – дефицит и ненависть.

 Вместо  выводов…

8_1


Коментарі

Від {{ com.user.name }} {{ com.user.lastname }}, {{ com.created_at }}
{{ com.content }}

Від {{ child.user.name }} {{ child.user.lastname }}, {{ child.created_at }}
{{ child.content }}



Зареєструйтесь, щоб мати можливість коментувати

Реєстрація